Развитие онлайн-обучения в россии и мире

Сколько денег мы тратим на образование, и как это отличается от всего мира? По прогнозам EdTechXGlobal и Global Market Insights, к концу 2020 года в сфере онлайн-образования будет крутиться до $252 млрд. Это данные для всего мира, а объем российского рынка электронного обучения будет примерно 53-54 млрд рублей. Нетрудно посчитать, что доля России очень маленькая – меньше 1% мирового оборота. Но инвесторы охотно рассматривают предложения вкладывать деньги в российский рынок. И вот почему.

Сегодня самый матерый рынок EdTech – это США, но как и любые устоявшиеся рынки, этот уже подустал и слегка перегорел в желании учиться дистанционно. Современные Штаты демонстрируют замедление роста – примерно +4,0–4,4% ежегодно. На втором месте – Юго-Восточная Азия, где самыми интересными будут рынки Индии и Китая. По уровню оборота эти страны обогнали Западную Европу еще в 2016 году, а ежегодный рост рынка EdTech там составляет сегодня 17%. Восточная Европа все еще дышит в спину Западной по объему рынка, но развивается так же бодро, как и азиатские соседи. При этом Россия здесь играет первую скрипку – емкость нашего рынка самая большая в сравнении с общемировым (и не факт, что дело сводится только к территориальному размаху), а темпы роста заткнули за пояс всех соседей – в среднем 23% в год.

У дистанционного образования есть свои особенности, работать с таким продуктом куда сложнее, чем с гречкой и туалетной бумагой. Во-первых, такой бизнес опирается на доверие пользователей, а оно зарабатывается иногда десятками лет и теряется мгновенно. Чтобы выйти на рынок, компаниям нужны не только проверенные учебные программы, но и поддержка высокопрофессиональных специалистов – практикующих ТОП-менеджеров, преподавателей авторитетных ВУЗов, другими словами, качество предлагаемого обучения должно быть подтверждено специалистами с неподмоченной репутацией.

Во-вторых, чтобы создать полноценный курс, в него надо вложить уникальные знания многих людей. Мы в ЦРММ собрали целую команду из методистов, редакторов, дизайнеров, авторов контента, тестировщиков. Это нужно, чтобы в результате получать системный детализированный курс, который учитывает особенности будущих учеников, адаптируется к работе на базе разных устройств, у которого будет удобный интерфейс, быстрая реакция на запросы пользователей и еще масса опций, которые делают программу работающей. Вообще футурологи предсказывают, что со временем из сферы EdTech появятся преподаватели будущего – искусственный интеллект, который будет гибко подстраиваться под цели и задачи курса с учетом возможностей и склонностей тех, кто сидит по другую сторону экрана. Так что можно сказать, что ЦРММ приближает будущее.

Как всегда бывает в молодых отраслях, в online-education началась высокая конкуренция, а значит, появилось много предложений. В 2016 году около $315,7 млн (ну а в России – около 23-25 млрд рублей, то есть примерно половина всех денег, которые уходят на EdTech сейчас) уходило на программы обучения иностранным языкам. Долгое время это была самая продвинутая отрасль (да и сейчас ситуация не слишком изменилась), из нее выросли тренды современного электронного обучения в любых сферах: геймификация, анимированные и видеокурсы, бизнес-симуляции реальных процессов.

Другая популярная ниша – программы подготовки к экзаменам. Эти проекты получают более $175 млн инвестиций. Это такие обучающие тренажеры, тесты, кейсы, которые натаскивают на сдачу теоретических экзаменов в разных областях, например, на получение водительских прав.

Сейчас уже точно заметно, что пользователи теряют интерес к self-paced learning – типу занятий, когда учащийся сам выбирает расписание, интенсивность обучения. Все-таки организованные и контролируемые курсы приносят больше пользы и стимулируют учиться. Взрослым все равно нужна дорогая МарьИванна.

И поэтому самыми перспективными становятся сегменты дошкольного и школьного образования, изучения иностранных языков и, конечно, корпоративные программы. Вот тут уже введение электронного обучения помогает сократить затраты на обучение, адаптацию и повышение квалификации персонала, научить людей работать с новым оборудованием, оценивать их труд и т.п. И это как раз те задачи, которые решает ЦРММ.

Ждём, когда вы нам напишите или позвоните

Мы обработаем данные, но никогда и никому их не передадим! Наша политика