Никита Есипов

Мнение e-learning эксперта

Продолжаем серию интервью с командой ЦРММ!

Спойлер: из этого интервью вы узнаете, каких современных EdTech-разработок нужно ждать от ЦРММ, как адаптируется e-learning в условиях самоизоляции и как получить качественную аналитику дистанционных курсов.

Знакомьтесь! Никита Есипов — co-founder ЦРММ.
никита есипов
Соучредитель ЦРММ
Никита, ты ведь в компании фактически с ее основания. Расскажи, как все начиналось?
Если быть совсем точным, то к команде, основавшей компанию, я присоединился еще до регистрации самой компании, в конце 2006 года. Начиналось все так же, как и большая часть стартапов: маленькая команда единомышленников на задворках прачечной (первый офис был в здании прачечной), работающая за идею и еду. Изначально занимались разнообразными проектами, связанными с разработкой сайтов (интернет-магазины, сайты-визитки и прочие микропроекты). Направление разработки курсов только-только зарождалось. В самом начале делали большое количество однотипных курсов для вузов (да, e-learning у меня начался не с корпоративного обучения, а с вузов :)) Все курсы состояли из очень ограниченного количества шаблонов и интерактивов. В основном это были текстовые слайды с абстрактной картинкой.
Маленькая команда единомышленников на задворках прачечной, работающая за идею и еду.
Давай вернемся немного назад. Как в твоей жизни появился IT и e-learning?
Дальше возвращаться уже некуда :) В моей жизни IT и e-learning появились одновременно. С момента появления в ЦРММ. Меня пригласили в команду «просто попробовать, вдруг понравится» и с пользой потратить свободное студенческое время. С тех пор «попробовать» немного затянулось.
Не секрет, что сегодня компании столкнулись с большими проблемами в работе из-за коронавируса. Расскажи про мотивацию команды. Как она отреагировала, что изменилось?
Изначально в команде были панические настроения, и никто не понимал, что происходит и что нас ждет. Но, чтобы понять, что делать дальше, нужно взять себя в руки, скооперироваться и начать действовать. За неделю мы перевезли часть рабочих мест сотрудникам домой, системные администраторы лично помогли с настройкой. Именно для тех, кому нужны рабочие места. У кого есть свои компьютеры, просто перешли на удаленку.

А с точки зрения реакции команды, многие откликнулись на призыв помочь компании и продолжать работать на удаленке. Эффективность немного просела из-за удаленной работы, но не критично. Ребята в целом молодцы. Кто-то жалуется, что часто нужно созваниваться в онлайн, даже больше, чем до самоизоляции :)

Для ЦРММ удаленная работа — это не новость. У нас есть сотрудники в разных городах России, поэтому мы были к этому готовы.
В этих условиях какие задачи от клиентов поступают в ЦРММ?
До кризиса к нам обращались за очень сложными и тяжелыми курсами, а мы ориентировали заказчиков, что это не всегда нужно и порой лучше сделать проще, быстрее, понятнее для пользователя.

А сегодня все запросы сводятся к тому, что многие компании раньше не использовали дистанционное обучение, у них ничего нет и они хотят что-то простое, чтобы можно было быстрее запустить и получить результат. Теперь мы слышим — «завтра и дешево» :)
А есть необычные запросы?
Это курсы про коронавирус :)

С точки зрения интересности на текущем этапе это то, что нужно быстро подготовить процесс под максимально быструю разработку. И делать это удаленно. Я надеюсь, что в перспективе полугода-года, когда самоизоляция пройдет, а потребность в дистансе сохранится у многих компаний, они смогут понять ценность дистанционного обучения, и это станет нормальной частью жизни компании. Компании смогут уже в спокойном режиме планировать дистанционное обучение.
Много компаний сейчас нуждается в дистанционном обучении?
Зависит от того, с какой стороны посмотреть на это. Есть компании, в которых дистанционное обучение работало ранее и продолжает работать. Но появились запросы от компаний, которые никогда дистанс не развивали, и сейчас у них есть прямая задача по обучению сотрудников, потому что работу никто не останавливал, кадры не подготовлены и им нужно передавать знания и навыки.

Малому и среднему бизнесу сейчас не до обучения, так как у них сейчас стоит вопрос выживания. У крупного бизнеса, как правило, дистанционное обучение в том или ином виде работало, и единственное, что нужно было доработать, — открытие доступа вовне. А самое «веселое» сейчас происходит у вузов и школ, потому что они к этому в целом не были готовы и им приходится пользоваться такими инструментами, как, например, Zoom. Хотя на отраслевых конференциях много говорили, что они подготовлены, но на практике необходимые для этого ресурсы куда-то исчезли и преподавателям приходится буквально на коленке собирать обучение.
На конференциях много говорили, что они подготовлены, но на практике необходимые для этого ресурсы куда-то исчезли
Я сейчас учусь не в самом последнем вузе Москвы, и мне прислали файл с вопросами экзамена. В течение трех часов нужно было на них ответить и направить файл обратно преподавателю. Это я к тому, что многие говорят о конфиденциальности, прокторинге, антиплагиате, а по факту экзамен принимается в таком виде.
Как ЦРММ может помочь вузам и школам в сложившейся ситуации?
Мы всегда готовы помочь не только с быстрой оцифровкой контента, но и бесплатно предоставляем систему дистанционного обучения для вузов и школ. Мы постарались максимально распространить эту информацию, чтобы те, кто нуждается в наших услугах, смогли их получить.
Предлагаю тему коронавируса закрыть. Ты занимаешься развитием компании. А самому сейчас приходится программировать?
За время работы в ЦРММ я прошел все этапы производства, начиная с верстальщика курсов до директора по развитию. К сожалению, последние три года из-за нехватки времени я практически не залезал в код и очень скучаю по тем временам, когда мы с командой сидели ночами, жевали пиццу, смеялись и создавали наши первые курсы. Ребята за это время ушли далеко в качестве, и если потребуется моя помощь в программировании, то я, конечно, подключусь, но буду делать это значительно дольше их :(
Какими проектами ты сейчас занимаешься? Что нового ждет рынок?
У нас очень много проектов, идей, разработок, и нам есть чем вас удивить. Но сегодня я бы хотел рассказать о внутренних коробочных продуктах, которые мы начали разрабатывать несколько лет назад, начиная с «Курсометра». Из самых интересных продуктов, который мы скоро запустим на рынок, — это конструктор курсов. С его помощью компании своими силами смогут создавать курсы для своих сотрудников.

В нашей компании также делается огромный упор на тему анализа результатов обучения. Но не в том привычном всем формате, а в привязке обучения к результативности работы сотрудников на рабочих местах.
Это интересно. Что-то похожее на LXP или интеграция с внутренними системами?
С миру по нитке :) Конечно, основную аналитику мы берем из «Курсометра», и один из наших заказчиков прислал данные по результатам рабочей деятельности сотрудников. По выполнению KPI мы можем сравнить тех людей, которые проходили обучение и которые не проходили его. Здесь задача в том, чтобы научиться понимать возврат инвестиций в обучение. Этот вопрос является мейнстримом в e-learning, но пока никто не дал на него ответ. Для того чтобы контент изучали, неважно, в каком формате (это могут простые тексты), важно понимать, насколько он интересен, необходим и приемлем для текущего уровня знаний пользователя. Для этого у нас сейчас появляются цифры, которые подтверждают эту теорию. Например, многие курсы построены на видео, и есть гипотеза, что все любят видосики. Но данные говорят, что это не так :) Некоторые предпочитают видео просто промотать и начать проходить тест.
Задача в том, чтобы научиться понимать возврат инвестиций в обучение.
А вы поделитесь этими данными с рынком?
Мы сможем это опубликовать, но все данные о пользователях и компании, конечно, будут обезличены. Общие результаты мы сможем озвучить, когда соберем необходимую доказательную базу.
Ты сказал ранее про конструктор курсов. Расскажи немного подробнее.
Идея самого продукта возникла как требование тренда. Сейчас e-learning уходит в более простую разработку, и во главу угла становится сам контент, а дизайн и технологии отходят на второй план. Мы сделали конструктор, который поможет любому пользователю простым методом переложить свои знания в формат e-learning и получить из этого качественную аналитику. К сожалению, сейчас с тем же TinCan работают довольно слабо. Даже компании, которые так же разработали конструкторы курсов... Мы решили это исправить.
Сейчас e-learning уходит в более простую разработку, и во главу угла становится сам контент.
Как пришли к тому, что TinCan — это необходимость?
Здесь вопрос не в самом TinCan. Изначально подход команды такой, что, когда приходит клиент со своей задачей, мы любыми способами стараемся решить эту задачу. До появления TinCan, когда работали в основном со SCORM, мы придумывали разные способы и обходили систему постройкой собственного ресурса хранения и передачи данных, делали это кастомно. Но это, конечно, было долго. А когда появился TinCan и мы его изучили, поняли, что он решит задачи многих клиентов, и начали с ним работать :)
По твоему мнению, сколько еще потребуется времени России, чтобы перейти со SCORM на TinCan?
Единственное, что сейчас подталкивает процесс, это то, что у корпоративного обучения очень высокие стандарты и требования к дистанционному обучению — например, в отличие от вузов. Все дело в опыте. Я думаю, что лет через 5, может, чуть больше, удобная и качественная аналитика будет повсеместной.

Сейчас есть первопроходцы, но, чтобы доказать, что за этим будущее, нужно приложить усилия и показать реальные результаты. На это требуется время.
Расскажи о планах развития компании: новые продукты, возможно, ниши или зарубежные рынки...
Пока из основных планов — расширение взаимодействия с вузами. Мы хотим повлиять на обучение студентов и сделать его современнее. Через построение систем дистанционного обучения под потребности вузов.

Что касается зарубежного рынка, мы часто возвращаемся к этому вопросу, но, как правило, все это заканчивается на том, что у нас и в России работы достаточно.
Мы хотим повлиять на обучение студентов и сделать его современнее.
Последний вопрос — и блиц. Как компания ЦРММ помогает делать этот мир лучше?
Если говорить с точки зрения e-learning, то мы уже давно на рынке и хочется верить, что мы повлияли на обучение у наших постоянных заказчиков, которые стали фактически нашими партнерами. Получая от них положительную обратную связь, мы понимаем, что движемся в верном направлении и не собираемся уходить с заданного курса.

Интересный факт: сейчас мы встречаем технические задания в рамках тендеров, которые сами составляли много лет назад :)

Что касается кадров, то наши специалисты растут и развиваются с каждым днем. Жизнь не стоит на месте, и кто-то покидает нас, кто-то возвращается, с кем-то мы становимся друзьями, но каждый наш сотрудник прошел определенную школу и ценится на рынке. Мы довольны, что влияем на качество.
Блиц! Жду от тебя ответов, которые первыми придут в голову. Лучшая книга (или книги), которую ты порекомендуешь руководителю компании?
Наверное, «Принципы» Рея Далио: там классные идеи по управлению компанией. «Лидер и племя» интересная с точки зрения компании и ее построения. И «Дао Тойота».
Важное качество, которое должно быть присуще руководителю?
Открытость.
Три слова, характеризующие ЦРММ?
Гибкость, надежность и опыт.
Подготовлено Татьяной Марченко, маркетологом ЦРММ
Ждём, когда вы нам напишите или позвоните

Мы обработаем данные, но никогда и никому их не передадим! Наша политика